История храма

imageИз истории храма Покрова Пресвятой Богородицы

Великое множество церквей на Тамбовщине было возведено на средства, собранные прихожанами. Так было и в нашем селе. Эти средства называли тарелочными или кружечными сборами. А так как жители нашего села были людьми очень бедными, да к тому же это были голодные годы, то этих сборов на постройку храма явно было недостаточно. К этому времени в Паревке начиналось строительство двух церквей: в самом центре села и в отдалённой Ольховке. Почему возникла такая необходимость? Всё дело в том, что наше село в 30- ые годы 20 столетия очень быстро росло, здание маленькой церкви пришло в негодность  и сгорело, а начавшееся приблизительно с 1889 года строительство Паревской церкви затягивалось. Существующее в Паревке здание молельного дома не могло вместить всех желающих. Деревня Ольховка быстро разрасталась и за счёт увеличения собственного населения, и за счёт новых поселенцев. Образовалась новая часть села – Луговка. Следовательно, росло и число православных христиан. Из числа активистов был создан церковный строительный комитет, который возглавили братья Татариновы Созонт и Иван. Ольховцам удалось узнать, что в Кирсановском уезде в селе Вышенка есть старое здание церкви. В это село была отправлена строительная бригада, как рассказывают сторожилы, из семи человек для осмотра  здания. По возвращению на сходе крестьян села Ольховки было решено написать обращение в Тамбовскую епархию с просьбой разрешить приобрести эту церковь для своих прихожан. Через несколько месяцев местные жители получили положительный ответ, благословление на строительство собственного храма. Итак, на средства, собранные прихожанами сёл Ольховки и Субчая, было приобретено старое здание храма. Перевозка храма осуществлялась в зимнее время гужевым транспортом. В Ольховке к этому времени имелось достаточно много семей, в личном хозяйстве которых были лошади. Руководил перевозкой и в дальнейшем постройкой храма уважаемый в селе человек, который был избран сначала старостой села, затем бригадиром строительной бригады, а позже и старостой церковной общины Созонт Афанасьевич Татаринов, который проживал недалеко от места будущей церкви. Когда сруб был привезён и выбрано место для возведения будущей церкви, возник вопрос создания специальной строительной бригады. На состоявшемся сельском сходе в бригаду строителей вошли самые добросовестные, опытные и умные плотники, на счету которых было много уже срубленных и построенных домов. Православные доверили возведение храма братьям Татариновым Созонту Афанасьевичу и Ивану Афанасьевичу, Попову Василию, Хвостову Стефану и их ближайшим родственникам, которые и составили строительную бригаду.  Строительные работы также выполнялись на крестьянские пожертвования. Крестьяне приобретали на эти деньги недостающий материал, а непосредственно строительные и плотницкие работы бригада выполняла бесплатно. Строили храм всем миром, и его возведение продолжалось около года. И по воспоминаниям селян 31 января (по старому стилю) 1912 года под церковный праздник  Сретенье церковь была освящена в честь иконы Покрова Пресвятой Богородицы. Деревянное творение наших дедов и прадедов вызывает у нас, жителей 21 века немало минут восхищения, удивления и гордости за их мастерство и творчество. В архитектурном плане Ольховская церковь выглядит очень эффектно. Храм расположен на небольшой возвышенности, композиция его построена очень чётко. Он обладает пластически сложным многоплановым силуэтом. И его так и хочется обойти со всех сторон. И с каждой стороны он открывается по – новому. Архитектурные формы громоздятся, пересекаются, как бы движутся, устремляясь к главному, завершающему шатру. В этих нарядных формах, создалось чувство народного ликования и всеобщего торжества. По своему архитектурному  замыслу церковь Покрова Пресвятой Богородицы очень схожа с описанием монастырских храмов, построенных по храмозаданной грамоте епископа Феодосия в 1768 – 1775 годов. Прочная и очень красивая постройка срублена из соснового леса «в лапу». Стены на деревянной клетке, установленной на высоком кирпичном фундаменте. К храму примыкает рублённый шестиугольный алтарь и трапеза одинаковой ширины с основным храмом. Над центральной частью храма расположен рубленный восьмигранник с куполом в виде восьмискатного шатра. Глухой фонарь над куполом завершается луковичной главой. Висячие арки расположены над крыльцами входов. Четырёхярусная колокольня завершается длинным шпилем с  шестиконечным крестом. Над главным куполом четырёхконечный крест из тонких железных полос, вершина его увенчана короной с крестом. На боковых куполах маленькие кресты.

Летом у подножия храма ковер из душистых цветущих луговых трав и пушистых крон  деревьев, приютившихся рядом с момента его возникновения.

На фоне синего неба красота нашей церкви кажется ослепительной. Зимой наш храм отчетливо выделяется своей голубизной среди заснеженной равнины, и только стволы и кружево голых деревьев чернеют на их фоне.

Здесь найдено удивительное единение, согласие архитектурного облика храма с окружающим пейзажем, его поэзией и красотой. По мере приближения храм словно вырастает из земли, устремляясь ввысь, в небо. Его объем легок и изящен. И вытянутые, удлиненные пропорции храма, и характер его форм, их поверхности, и все детали служат этому впечатлению. Этот ритм подхватывается и усиливается удлиненными окнами. Стены церкви Покрова Пресвятой Богородицы членятся не только вертикальными тягами, но делятся почти на равные части горизонталью арочного пояса, расположенного в нижнем ярусе. Благодаря этому устанавливается зрительная равновеликость ярусов, спокойная гармония горизонтальных и вертикальных ритмов, придающая удивительную ясность и чистоту архитектурным формам. В живописной пирамидальности композиции храма, в ярком узоре его архитектурных форм выразился  народный дух селян и их вкус.

Устремленность вверх ощущается и внутри храма. Четыре столба, несущие своды, слегка суживаются кверху, создавая искусственный ракурс, за счет чего они кажутся выше, чем на самом деле. Хоры (а их было предусмотрено два) расположены довольно низко. Алтарная часть отгорожена наглухо иконостасом от основной части храма. Все это иллюзорно увеличивает относительно небольшое внутреннее помещение церкви, как бы собирая его, сгущая в центральной и в верхней части. В светлое время суток церковь освещается частыми и огромными окнами. Иконостас с витыми колоннами выполнен под позолоту. Внутреннее убранство церкви наполнено деревянными скульптурами. В нижнем поясе над иконами изображения херувимов, искусно вырезанные из дерева. Резное распятие. Имена скульпторов, украшающих иконостас, остались неизвестными. Между внешним объемом храма и его внутренним помещением царят полное согласие и единство: и там, и здесь царит ясная логика, всё соразмерно, нет ничего случайного, каждая деталь подчинена целому, участвует в общей гармонии, которая звучит подобно музыке, одухотворяя всё вокруг. Храм наш до сих пор выглядит очень нарядно, светло. Многое из внутреннего убранства храма выполнено заботливыми и умелыми руками самих прихожан, многое приобретено всё на те же тарелочные сборы, которые с каждым годом становятся всё более скудными, так как население Паревки катастрофически стареет и вымирает.

Раньше при церкви Покрова Пресвятой Богородицы существовал церковный хор. Он был большой. Пение осуществлялось на двух клиросах. Этот замечательный хор пользовался огромной любовью и признательностью у прихожан. В хоре было очень много красивых и сильных голосов. Особенно певуч был голос  у матери Огарковой Анны Андреевны. Старожилы рассказывают, что были предложения многим певчим из этого слаженного хора поехать в Тамбов и даже в столицу. Но наши певчие остались верными своему храму и своим прихожанам и еще долго радовали и продолжают радовать сердца православных. Многие из хора были совершенно неграмотными, но обладали исключительными чудесными голосами. Надо отметить, что и до сих пор хоровое пение в Покровской церкви отличается своей привлекательностью и оригинальностью исполнения.

По высоте Покровская церковь равна современному двухэтажному дому. К восточному прирубу примыкает алтарь, а к западному –  плавно присоединена колокольня. С давних времён голос колокола сопровождал весь жизненный путь человека. Церковь использует колокольный звон, отмечая тем самым начало богослужения, его ответственные моменты и конец службы. В старину, вспоминают паревцы, особый колокольный звон звал на помощь, когда загоралась где- то крестьянская изба. Колокольный звон выводил человека к жилью, если тот заблудился в непогоду. За удивительную, мобилизирующую силу колоколов к ним привыкали относиться, как к живым людям. Количество колоколов на Ольховской звоннице в разные годы было различным: сначала было два больших колокола, позже к ним добавили несколько меньших размеров. Звонить в колокола было делом непростым. Не каждый мог справиться с этой работой: звон- то получался, а нужной интонации или, как говорили старики, нужного «разговора» не получалось. А ведь определённым жизненным ситуациям соответствовал и определённый звон: будничный, торжественный и т. д. Достигалось это подбором колоколов и талантом звонаря. И вести мелодию несколькими разноголосыми колоколами мог только тот человек, который обладал хорошими музыкальными способностями, и, прежде всего, слухом. В Ольховской церкви во все колокола звонили только в  большие праздники и особо торжественные дни. Правда, были и исключения. Так, на Пасхальной неделе на колокольню мог подняться звонить всякий желающий. Рассказывают, что ребятня занимала очередь на колокольню  с вечера, конаясь на большой палке. В наши дни Покровская колокольня молчит… Искусство звона полностью утрачено. Немного осталось в Паревке в живых стариков, которые когда – то пробовали себя в этом деле. А зря! Говорят, звон паревских колоколен был слышен далеко за пределами села, в соседних окрестных сёлах и деревнях. Сейчас на колокольню можно взобраться лишь с единственной целью: убедиться, как далеко просматривается вся округа и полюбоваться окружающей красотой.

Прошлое неотделимо от настоящего, и теперь возрождение культуры народа должно начинаться с познания своего бесценного исторического наследия. А наследие это огромно. Характерным и поучительным для нас примером может служить упорная борьба Ольховских верующих за сохранение своей церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы. А гонений на Церковь было ох, как много! В том числе со стороны местных властей и коммунистов. А когда в 1929 году вступил в силу закон «О религиозных объединениях», деятельность властей по ликвидации церквей значительно ужесточилась. Главными мотивами для закрытия церквей были следующие: неудовлетворительное техническое состояние зданий, неоплаченные налоги и незначительное число верующих. Но Ольховская церковь не подходила ни под одно условие властей. Конечно, церковь была деревянная, а срок жизни деревянного здания не долог. К тому же она не была новостройкой, а собрана из уже существовавшего храма. Но надо отдать должное Ольховской артели плотников. Они сумели так плотно подогнать венцы сруба, что вода не проникала в швы. Плотники так умело делали покрытия, арки и перекрытия, предали такие очертания конструкциям, что ни одна капля дождя не задерживалась на них. Церковь была надёжно защищена от грунтовых и талых вод. Налоги прихожане платили исправно, и приход церкви по тем временам был большим. В 1933 году проводилась большая атеистическая компания, в результате которой были закрыты очень многие церкви, в том числе в окрестных сёлах. В период с 1938 по 1940 годы началось массовое обследование церквей. Результатом такого обследования явилось закрытие многих зданий церквей для служб, и рекомендовано было начать снос церковных построек. Вместе с разрушением  храмов рушились и существовавшие веками традиции, рушилась связь поколений, рушилась культура.

К счастью, подобная участь не коснулась нашей святыни. Ольховцы, узнав, что в Паревку приехали начальники и при поддержке местных властей приступили к разрушению храма, мощными, оглушительными ударами колоколов, собрали всех своих прихожан. Собралось очень много народу. Это были истинно верующие люди. И когда трактора подъехали к храму, они крепко взялись за руки, плотным кольцом в несколько рядов окружили церковь, и власть дрогнула перед собравшейся толпой православных. Рассказывают, что таких попыток было несколько, и всякий раз антихристы натыкались на мощное сопротивление со стороны верующих. Люди, стремясь сохранить свою святыню, организовали дежурство, дежурили даже ночами. В церкви не прекращались богослужения с момента её освящения.

Но тут началась Великая Отечественная война… В этот период Покровская церковь уже не проводила своих богослужений, а была закрыта и передана под склад, в котором хранилось зерно. После войны церковь была передана верующим, и 16 апреля 1946 года вновь освящена и действует до настоящего времени.

Первым священником Покровской церкви был Александр Несмелов.  Отец Александр не только руководил строительством церкви, но и благословил прихожан на  строительство церковно – приходской школы. Она была расположена за церковной оградой, но строилась уже не из дерева, а из кирпича местных кирпичных заводиков, принадлежавших  частным лицам. Заводики эти располагались вдоль Горы – Ключевки. Необходимость в открытии этой школы была велика, так как многие прихожане имели прекрасные певческие голоса, но были совершенно безграмотны. В эти годы вышло специальное распоряжение по Тамбовской епархии о необходимости обучения малолетних детей и взрослого населения. Как рассказывают старожилы села, порой за одной лавкой сидели дед, отец и сын. Ольховская церковно – приходская школа просуществовала до 1965 года. Долгое время преподавателями в этой школе работали Пятых Роман Константинович и Пятых Иван Константинович, Пестикова Зинаида Григорьевна.

фото

За годы своего существования в Покровской церкви сменилось много священнослужителей, назначавшихся Тамбовской епархией: отец Алексей, отец Александр, отец Василий.  В 1953 году в Ольховку из – под Тамбова был назначен священник Троицкий Николай Павлович со своей семьёй. Отец Николай служил в храме около 34 лет. После его смерти в церкви сменилось ещё несколько священников. Почти три десятилетия  настоятелем Покровской церкви был отец Алексей (Стрекалов Алексей Иванович).

В церковной ограде напротив алтаря имеются несколько захоронений. В этих скромных могильных холмиках покоится прах священнослужителя отца Василия, и иконописца или как говорили в старину богомаза. В знак особого почтения и благодарности рядом с ними покоится прах одного из строителей храма, который за свою работу не взял ни одной копейки – Хвостова Стефана.

Продолжение следует…

(1409)

История храма: Один комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *